Фотовыставка Владислава Микоши
Дата публикации:
04.02.2010
Версия для печати
Открытие выставки 17.00
17.02.2010 г.
17 февраля 2010 г. Самарский областной
художественный музей открывает фотовыставку легендарного
кинооператора Владислава Микоши.
Владислав Микоша родился на Волге, в Саратове, 8
декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком –
как отец, но в мореходное училище не прошел «по здоровью»
- промок под ленинградскими дождями, получил бронхит.
На операторский факультет Государственного
техникума кино (через год – ВГИК) поступил в 1929 году.
Фотографией в институте занимался с увлечением, истово. И уже после
второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники,
снимал профессионально для газет и журналов. Работу оператора
совмещал с фотографией. Как оператор снимал много и по всей стране,
от Севастополя до Владивостока, и оставил на пленке такие значимые
события, как разрушение Храма Христа Спасителя (1931-1932), Первая
Олимпиада РКК (1933), а также спасение челюскинцев (1934).
13 февраля 1934 года в Арктике затонул
раздавленный льдами ледокол «Челюскин». Научная
экспедиция под руководством Отто Шмидта и команда корабля высадились
на льдину и разбили лагерь, который просуществовал ровно два месяца.
На спасение были брошены полярная авиация и корабли – «Красин»,
«Сталинград» и «Смоленск», на котором шел
кинооператор и фотокорреспондент Владислав Микоша. Именно «Смоленск»
оказался главным кораблем в спасении челюскинцев, и Микоша смог снять
не только значительную часть фильма «Герои Арктики», но и
подробный фотодневник о героической экспедиции «Смоленска»
и подвиге летчиков, которые за спасение челюскинцев стали первыми
Героями Советского Союза. Кроме этого уникального репортажа, на
выставке представлены еще два значительных события в истории Арктики:
прилет дирижабля «Граф Цеппелин» в 1931 году и проводы
папанинцев 22 марта 1937 года на «Северный полюс-1». Три
серии, представленные на выставке, переплетаются между собой не
только потому, что имеют одного автора, – их объединяет
внутренний накал событий, общие персонажи, событийная ценность.
Одно из главных мест в его творчестве занимала
война. Ни одна документальная книга о Севастополе – ни
историческая, ни мемуарная, ни юбилейная, ни один фотоальбом –
в большинстве своем «безымянные» в отношении помещенных в
них фотографий – не обошлись без фотографий Микоши. В военной
судьбе Микоши Севастополь стал главным и не сравнимым ни с чем –
от первых июньских дней войны до последних дней обороны, а затем и
освобождения.
В то же время, трудно перечислить все, что снято
им после войны: восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогеса,
провозглашение Китайской народной республики, встречи Сталина с Мао
Цзэ-Дуном и Хрущева с Кеннеди. Он снимал Неру, Сукарно, Эйзенхауэра,
Насера, Кастро, Тито, Гагарина, Бидструпа, Клиберна, Нуриева,
Уланову…
В его кадрах нет ничего лишнего, они
профессионально проработаны, отточены, что делает документальное
свидетельство произведением искусства. Документальность
трансформируется с годами в художественность – это неоспоримый
факт.
Черно-белые документальные фотографии своей
суровой правдивостью, неподдельным драматизмом трогают сильнее, чем
современные постановочные кадры.
Выставки Микоши «Арктика» и
«Героический Севастополь» были представлены Московским
Домом фотографии за последний год в Санкт-Петербурге, в Калининграде
в Музее мирового океана, в Севастополе в юбилейные дни освобождения
города, на родине Микоши в Саратове.
Более шести десятилетий Владислав Микоша держал в
руках кинокамеру. Он был свидетелем непростой эпохи, человеком,
наделенным даром оказываться в гуще знаковых событий, которые оставил
для нас на кинопленке, в фотографии, в слове.
Не стремившийся при жизни ни выставлять свои
работы, ни позиционировать себя как мастера фотографии, –
сегодня он словно бы проживает новую жизнь, возвращаясь к нам как
признанный классик советской фотографии.
Самарский областной
художественный музей
ул. Венцека, 55. Время работы с
10.00-17.30, вторник – выходной.
Телефон для справок: 333-40-09