Лучшие произведения западноевропейского искусства в собрании Самарского областного художественного музея
Дата публикации:
20.12.2009
Версия для печати
С 20 декабря в Мраморном зале экспонируется
выставка лучших произведений западноевропейского искусства из
собрания СОХМ. Коллекция западноевропейского искусства Самарского
областного художественного музея сформировалась в 1920-е годы. Ее
ядро составили произведения, национализированные в годы советской
власти (живопись, гравюра, фарфор). Позднее, важные приобретения
носили единичный характер.
Голландия. Голландская школа XVII в. представлена
работами, в традициях реалистического искусства. В «Пейзаже»
Ф. Воувермана в простом мотиве воплощена поэзия бытия, художник
создал окрашенный лирическими эмоциями, правдивый образ своей страны.
Усилиями голландских художников бытовая живопись стала ведущим
жанром. У Себастьяна Хемскерка творчество наполнено жизнерадостным
юмором. Герои его картин — грубоватые простолюдины. В картине
«У корчмы» зафиксирована картина сельской жизни. Полотно
Томаса Вейка "У алхимика" посвящено теме оглупления
простака шарлатаном, распространенной в Голландии в семнадцатом веке.
Голландия подарила миру множество художников-анималистов. Людольф де
Йонг, разрабатывал в пейзажах с животными различные эффекты
солнечного освещения. Его картина "В парке" относится к
жанру "скотных дворов". Картина Яна Веникса «Птичий
переполох» написана, в традициях жанра "птичьи дворы";
здесь запечатлена шумная ссора домашних уток и собак. На сходную тему
написана картина Викторса Якобуса «Куры, индюки и морская
свинка». Ян Бунс – автор композиции «Возвращение
Блудного сына», — “романист”, его полотна
исключительно редки в музейных собраниях России и Европы.
Фландрия. В постоянной экспозиции музея представлены
не имена, а основные жанры фламандской живописи XVII века. Картина
неизвестного художника круга Д. Тенирса " Сцена у колодца"
в собрании музея привлекает атмосферой умиротворенности. К середине
XVII века художники начали уделять внимание интерьеру в целом.
Хендрик ван Стейнвейк в картине "Внутренний вид готического
собора" воплотил основные принципы жанра интерьера. Среди
произведений фламандской живописи выделяется «Горный пейзаж»
работы неизвестного художника. В этом масштабном полотне воплощен
героический характер природы, - огромный мир, в котором люди занимают
совсем немного места.
Германия. Собрание портретов немецкой коллекции
открывают два превосходных мужских портрета - «Портрет
неизвестного в красном», работы Франца Йозефа Дегле и полотно
художника австрийской школы "Портрет неизвестного в латах",
написанное примерно в 1650-е годы. С начала XVIII века во многих
государствах Германии возникли Академии художеств. Ведущее место в
станковой живописи занимал жанр парадного портрета. Георг Давид
Маттьё в 1764 году он был приглашен в качестве гофмалера в город
Шверин, где работал при дворе принцессы Ульрики Софии
Мекленбург-Шверинской. В собрании хранится его поколенный портрет
Ульрики Софии Мекленбург - Шверинской. Высоким уровнем живописи
отличается «Портрет принца» кисти Иоганна Фридриха
Харпера. В духе живописи рококо, тонко подчеркнута образная сущность
модели – «фарфорового», кукольного мальчика. Франц
Михаэль Зигмунд фон П. фон Пургау - мастер в области натюрморта, его
натюрморт "Битая дичь" написан в 1730-м году. В первой
половине XIX века популярным было итальянизирующее направление.
"Романтический пейзаж" 1846 года работы Луи Гурлита
отражает вкусы своего времени, идеализируя образ природы в
«итальянском духе».
Италия. Искусство Италии представлено в собрании
музея образцами живописи, скульптуры, гравюры и ДПИ. Искусство XVIII
века завершает этап эволюции итальянского искусства. Ценные
достижения этого века связаны с жанром архитектурного пейзажа, и
графикой. В коллекции прекрасное собрание гравюр резцом Джованни
Батиста Пиранези - «Виды Греции» и «Виды Рима».
Известным культурным центром Италии в восемнадцатом веке была
Венеция. В венецианском искусстве был популярен жанр ведуты -
городского пейзажа. В СОХМ образец ведуты – это "Вид
Венеции" художника круга Бернардо Белотто. Во второй половине
XVIII века все большую популярность приобретает пейзаж- фантазия
(«каприччо»). Два больших фантазийных пейзажа итальянской
школы относятся к венецианской школе XVIII века, творчеству художника
круга Марко Риччи. Дополняет школу венецианской живописи XVIII века
«Портрет менялы», полотно художника Доменико Маджотто.
Образ менялы в живописи того времени воспринимался как аллегория
алчности.
Франция. Коллекция французского искусства в собрании
музея невелика, но интересна. Самым известным пейзажистом второй
половины 18 века был Гюбер Робер . Много лет художник провел в
Италии. В собрании музея находится характерная работа Гюбера Робера
"Пейзаж с кипарисами". Завершает экспозиционный ряд картина
Виржиля Нарсиса Диаса де ла Пенья "Цыгане". Картина
"Цыгане" (из собрания Даниловой) относится к раннему
периоду творчества художника.
Коллекция западноевропейского искусства
СОХМ экспонируется с 20 декабря 2009 г. по 31 января 2010 г.
Самарский областной
художественный музей
ул. Куйбышева, 92. Время работы
10:00-18:00, вторник – выходной.
Телефон для справок: 332-33-09,
332-05-64