Самара : SamaraPrice.ru - Информационный портал
INTRAMA
Промышленные маркеры
Новости | Погода в Самаре | Афиша Самары | Самарский футбол | Выставки | Реклама | Контакты
  ТОВАРЫ И УСЛУГИ
Продажа: Продовольствие, Промтовары, Оборудование, Сырье и материалы, Услуги, Недвижимость
Покупка: Продовольствие, Промтовары, Оборудование, Сырье и материалы, Услуги, Недвижимость
Участники проекта: Самара, Регионы
Добавить информацию
(бесплатно)
  КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Администрации, Промышленность, Транспорт, Строительство, Здравоохранение, Образование, Услуги
Торговля: Продовольственные товары, Промышленные товары, Оборудование, Сырье и материалы
Регистрация
(бесплатно)
   Поиск на сайте товаров, услуг, организаций:       26.09.2022, 12:46  МСК  
 
+ Новости предприятий
+ Новости спорта
+ Афиша Самары

Самарский пейзаж: от К.П.Головкина до В.З.Пурыгина


Дата публикации: 21.09.2009
Версия для печати

 

1 октября 2009 года в 17.00 ул. Венцека, 55

Cамарский областной художественный музей



ПЕРЕПРАВА В ЖИГУЛЯХ

Самарский пейзаж: от К.П.Головкина до В.З.Пурыгина

К 45-летию работы в музее кандидата искусствоведения, зам. директора по науке Т.А.Петровой

Исторически сложилось так, что пейзажная живопись играет ведущую роль в изобразительном искусстве Самарского края. Одна из определяющих причин – уникальный природный ландшафт Самарской Луки. Начало самарскому пейзажу было положено во 2 половине Х1Х века, родоначальником его стал К.П. Головкин - художник, замечательный деятель культуры, основатель коллекции Самарского художественного музея.

«Переправа в Жигулях» - название известной картины К.П.Головкина из собрания музея. Эта работа воспроизведена на афише и призвана обозначить некое существенно-важное направление движения наших пейзажистов в пространстве и времени. Ведь не случайно их главной целью в окружающем пространстве всегда были Самарская Лука, Жигули, Волга у Жигулей.

Начав свой символический отсчет от Головкина, мы считаем возможным обозначить верхнюю границу рассматриваемого периода другой определяющей вехой в самарском искусстве – творчеством В.З.Пурыгина, без сомнения, одного из самых значительных самарских мастеров. Оно затрагивает широкий спектр проблематики, характерной для самарского пейзажа вообще; известно, что творческая личность Пурыгина оказала весомое влияние на взгляды и стилистику его собратьев по кисти. При этом мы не имеем ни малейшего желания выстраивать художников в какой-либо субординационный ряд – каждый интересен по-своему.

Выставка призвана расставить некоторые вехи, определяющие развитие самарского пейзажа на протяжении ста с лишним лет. Помимо произведений К.П.Головкина (1871-1925), И.Ф.Никонова (1870-1911), Т.В.Успенского (1900-1936), Г.П.Подбельского (1882-1955), в нее вошло творчество художников последующих поколений – почти забытого О.Н. Карташева (1910-1967), приехавшего в Куйбышев из Ленинграда и возглавившего местную творческую организацию в 1955 г., Г.В. Филатова (1929-1979), Н.Ф.Шеина (1924-1986), наших недавних современников - В.З.Пурыгина (1926-2002), Ю.Е.Скачкова (1952-2003), И.Е.Комиссарова (1929-2009). Многие из них – бывшие «шестидесятники», начинавшие свою работу в Куйбышеве в период хрущевской оттепели.

Хочется сопоставить их друг с другом, выявив как общий диапазон их поисков, так и индивидуальный вклад каждого, своеобразие его творческого видения. Необходимо напомнить Самаре о ценном художественном наследии, оставленном ее мастерами, она должна его знать, беречь, гордиться им.

Не в последнюю очередь надо бы задуматься о будущем нашей пейзажной живописи, ведь в настоящее время от нас ушли ее ведущие мастера. Кто придет им на смену?

«Переправа в Жигулях…» в определенном смысле является продолжением состоявшейся в конце 2004 – начале 2005 года в художественном музее выставки «Окольцованные Самарской Лукой». Это название родилось в попытке осмыслить те принципиальные особенности, которые отличают  самарский пейзаж от пейзажной живописи других регионов. Округлая форма Луки навела на ассоциативное сопоставление ее с кольцом, которое надевают птице, улетающей в теплые края зимой и неминуемо возвращающейся к местам гнездовий для выведения потомства. Введя такую метафору, хотелось выявить зависимость творческого мышления художника от конкретного географического ландшафта, в котором он укоренен, показать, что эта связь не только не сужает творческий диапазон автора, но, напротив, способствует рождению особого, оригинального видения.

На протяжении продолжительного времени работы в музее автор обоих проектов являлась куратором многочисленных выставок самарских пейзажистов, ею написан ряд исследований о самарской пейзажной живописи и художниках.

Выставка приурочена к праздничным мероприятиям, проводимым Министерством культуры Самарской области в связи с 185-летием со Дня рождения Петра Владимировича Алабина.

Выставка открыта с 1 по 30 октября по адресу: ул. Венцека, 55

Телефон для справок: 332-33-09, 332-41-52



Статьи по теме:

ООО "Рейтинг", г. Самара

Рекламные возможности SAMARAPRICE.RU :
Размещение рекламных баннеров
Презентация на главной странице SAMARAPRICE.RU
Публикация новостей предприятия
Мобильная версия SAMARAPRICE.RU