Итоги
продаж российского рынка смартфонов и планшетов за 1 квартал 2016
года.
Содержание:
Российский
рынок смартфонов за 1 квартал 2016 года
-
динамика продаж смартфонов за январь - март 2016 года
-
структура продаж по вендорам за январь – март 2016 года
Российский
рынок планшетов за 1 квартал 2016 года
-
динамика продаж рынка планшетов
-
структура продаж по вендорам за январь – март 2016 года
Российский
рынок смартфонов в 1 квартале 2016 года
В
1 квартале 2016 года российский рынок смартфонов в количественном
выражении вырос на 6% относительно аналогичного периода 2015 года. В
денежном выражении продажи смартфонов продемонстрировали рост на
33%. Средняя цена смартфона выросла на 26% и составила 12 300
рублей. Годом ранее, в 1 квартале 2015 года по отношению к 1
кварталу 2014 года, рынок в денежном выражении показал рост меньше
текущего года - на 9%, в количестве же произошло снижение продаж на
3%, средняя цена приросла на 13%.
Таким
образом, положительная динамика рынка в 1 квартале 2016 года в
основном связана с тем, что за аналогичный период 2015 года уровень
продаж смартфонов был очень низким. И рост рынка в 2016 году
обусловлен в большей степени ростом средней цены на смартфоны.
В
1 квартале 2016 года доля смартфонов с ОС Android на российском
рынке выросла по отношению к 1 кварталу 2015 года незначительно - на
2 п.п. в количественном выражении и составила 87%.
В
денежном же выражении сегмент смартфонов на Android показал падение
на 3 п.п. и занял долю в 65%.
Доля
смартфонов на iOS в натуральном выражении показала рост с 8% в 1 кв.
2015 года до 10% в 1 кв. 2016 года, в денежном – с 27% в 1 кв.
2015 года до 33% в 1 кв. 2016 года.
Доля
смартфонов с ОС Windows Phone показала существенное падение
относительно 1 кв. 2015 года и сократилась на 5 п.п. до 2% в
количестве, в деньгах - на 3 п.п. также до 2%.
При
этом продажи мобильных (кнопочных) телефонов в 1 кв. 2016 по
предварительным данным сократились на 6% в натуральном выражении по
отношению к 1 кв. прошлого года, и на 12% в денежном выражении.
Средняя цена кнопочного телефона упала на 7%.
Доли
тройки лидеров на рынке смартфонов в 1 квартале 2016 года в продажах
распределились следующим образом:
доля
Samsung в количестве составила 20,6%
доля
Apple в количестве - 10,4%
доля
Lenovo в количестве – 9,0%
В
денежном выражении на первое место вышел Apple, а доли основных
игроков распределились следующим образом:
доля
Apple в выручке составила – 33,3%
доля
Samsung в выручке - 24%
доля
Lenovo в выручке – 6,7 %
Из
трёх лидеров только Samsung потерял позиции в сравнении с 1
кварталом 2015 года. За год доля Samsung в количестве упала на 1,6
п.п., в выручке на 1 п.п., и это несмотря на то, что именно в 1
квартале 2016 года производитель вывел на российский рынок новый
премиальный флагман Galaxy S7. Таким образом, можно предположить,
что без запуска новой модели доля компании была бы еще ниже, а
учитывая тот факт, что в 2015 году вендор выводил флагман S6 во
втором квартале, предполагаем, что падение доли Samsung относительно
2 квартала 2015 года усилится. Данная динамика является следствием
ориентации Samsung на один канал продаж и полного отсутствия его
товаров в 4х федеральных сетях.
В
ретроспективе, продажи смартфонов Samsung достигли своего
исторического минимума с 2012 года, тогда как доля Apple продолжает
впечатляющий рост. Таким образом, Apple по итогам 1 квартала 2016
года опережает Samsung в деньгах на 9 п.п.
Доля
Apple за год в штуках выросла на 3 п.п., в деньгах на 6,4 п.п.
Мировые аналитики прогнозируют положительные тренды для компании
Apple на второй квартал 2016 года. Кроме того, увеличению спроса
поспособствуют и продажи новинки iPhone SE, российский старт продаж
которого начался 5 апреля 2016 года.
Так,
например, в октябре 2015 Apple установила рекорд года по выручке на
рынке смартфонов именно в месяц выхода iPhone 6s и iPhone 6s Plus.
Доля
Lenovo в 1 квартале 2016 года относительно прошлого года приросла на
0,9 п.п в количестве и на 0,5 п.п. в выручке.
Российский
рынок планшетов за 1 квартал 2016 года
Тренд
на сокращение рынка планшетов и мобильных компьютеров продолжается и
отчасти обусловлен увеличением доли смартфонов. Так, в 1 квартале
2016 года продажи планшетов в натуральном выражении сократились на
28%, в денежном – на 23% по сравнению с 1 кв. 2015 года. При
этом средняя стоимость устройств увеличилась на 7% в 1 кв. 2016 по
отношению к 1 кв. 2015.
В
количественном выражении доли планшетов на Android и iOS показали
падение на 1 п.п. и по итогам 1 кв. 2016 года составили 91% и 4%
соответственно в сравнении с 1 кв. 2015 года.
В
денежном выражении доля планшетов на Android сократилась на 2 п.п.
по итогам 1 квартала 2016 года и составила 75%. Доля планшетов на
iOS осталась на прежнем уровне и составила 19%.
Планшеты
на Windows в 1 кв. 2016 года показали рост на 2 п.п. по отношению к
аналогичному периоду 2015 года, как в денежном, так и в натуральном
выражении. В деньгах их доля составила 6%, в штуках – 4 %.
По
вендорам позиции лидеров рынка планшетов в 1 квартале 2016 года
распределились следующим образом. В штуках первое место занимает
бренд Lenovo – на его долю приходится 16%, за ним следует
Samsung с 12%, а замыкает тройку лидеров Apple, чья доля в
количественном выражении составила 6%.
В
денежном выражении первенство принадлежит бренду Apple - его выручка
составила 19%, далее равноценные позиции по объему выручки занимают
Lenovo (17%) и Samsung (17%).
По
итогам аналогичного периода 2015 года в количественном выражении
лидером рынка были планшеты Samsung, на чью долю приходилось 12%,
второе и третье место занимали планшеты Lenovo (10%) и Apple (6%).
В
денежном выражении за первый квартал 2015 года первенство также
принадлежало Samsung, выручка которого составляло 21%. На втором
месте были планшеты Apple с долей в выручке 19%, Lenovo замыкала
тройку лидеров с долей в выручке 13%.
В
конце прошлого года Lenovo начал активно укреплять позиции,
стремительно приближаясь к лидерам рынка. Данный тренд продолжился и
в этом году, в результате чего на рынке впервые сложилась ситуация,
когда бренды Lenovo, Apple и Samsung борются за лидерство в одной
весовой категории. При этом в денежном выражении Lenovo догнал
Samsung. Но если по итогам 1 квартала 2016 года доля Lenovo выросла
на 5 п.п. в количестве, и на 4 п.п. в выручке, то Samsung показал
падение в денежном выражении на 4 п.п.
Резюме:
Средняя
цена на смартфоны и планшеты в 1 квартале 2016 года существенно
выросла, что, безусловно, отрицательно сказывается на
потребительском поведении. У населения стало существенно меньше
денег, и для покупки смартфона или планшета приходится урезать себя
в каких-то других расходах.
Предвидя
данную ситуацию, «Евросеть» еще полгода назад начала
подготовку к кампании по снижению цен на смартфоны на всем
российском рынке. 5 месяцев назад наши закупки товара достигли
такого количества, которое позволило нам влиять на изменение
ценообразования на смартфоны у всех участников рынка. Речь идет о
миллиардах рублей. 30 марта в «Евросети» были снижены
цены от 5 до 50% практически на всю товарную матрицу.
Естественно,
рынок не заставил себя долго ждать и отреагировал аналогичными
действиями, после чего прошла уже не одна волна снижения цен. Мы
постоянно анализируем новые цены конкурентов, снижаем цены в своих
салонах, и будем придерживаться этой политики и в дальнейшем.
«Евросеть»
готова поддерживать снижение цен достаточно долго на протяжении
многих месяцев. Смартфоны должны стать дешевле и доступнее.
|