Самарский пейзаж: от К.П.Головкина до В.З.Пурыгина
Дата публикации:
21.09.2009
Версия для печати
1 октября 2009 года в 17.00
ул. Венцека, 55
Cамарский областной
художественный музей
ПЕРЕПРАВА В ЖИГУЛЯХ
Самарский пейзаж: от
К.П.Головкина до В.З.Пурыгина
К 45-летию работы в музее кандидата
искусствоведения, зам. директора по науке Т.А.Петровой
Исторически сложилось так, что пейзажная живопись
играет ведущую роль в изобразительном искусстве Самарского края. Одна
из определяющих причин – уникальный природный ландшафт
Самарской Луки. Начало самарскому пейзажу было положено во 2 половине
Х1Х века, родоначальником его стал К.П. Головкин - художник,
замечательный деятель культуры, основатель коллекции Самарского
художественного музея.
«Переправа в Жигулях» - название
известной картины К.П.Головкина из собрания музея. Эта работа
воспроизведена на афише и призвана обозначить некое
существенно-важное направление движения наших пейзажистов в
пространстве и времени. Ведь не случайно их главной целью в
окружающем пространстве всегда были Самарская Лука, Жигули, Волга у
Жигулей.
Начав свой символический отсчет от Головкина, мы
считаем возможным обозначить верхнюю границу рассматриваемого периода
другой определяющей вехой в самарском искусстве – творчеством
В.З.Пурыгина, без сомнения, одного из самых значительных самарских
мастеров. Оно затрагивает широкий спектр проблематики, характерной
для самарского пейзажа вообще; известно, что творческая личность
Пурыгина оказала весомое влияние на взгляды и стилистику его
собратьев по кисти. При этом мы не имеем ни малейшего желания
выстраивать художников в какой-либо субординационный ряд –
каждый интересен по-своему.
Выставка призвана расставить некоторые вехи,
определяющие развитие самарского пейзажа на протяжении ста с лишним
лет. Помимо произведений К.П.Головкина (1871-1925), И.Ф.Никонова
(1870-1911), Т.В.Успенского (1900-1936), Г.П.Подбельского
(1882-1955), в нее вошло творчество художников последующих поколений
– почти забытого О.Н. Карташева (1910-1967), приехавшего в
Куйбышев из Ленинграда и возглавившего местную творческую организацию
в 1955 г., Г.В. Филатова (1929-1979), Н.Ф.Шеина (1924-1986), наших
недавних современников - В.З.Пурыгина (1926-2002), Ю.Е.Скачкова
(1952-2003), И.Е.Комиссарова (1929-2009). Многие из них –
бывшие «шестидесятники», начинавшие свою работу в
Куйбышеве в период хрущевской оттепели.
Хочется сопоставить их друг с другом, выявив как
общий диапазон их поисков, так и индивидуальный вклад каждого,
своеобразие его творческого видения. Необходимо напомнить Самаре о
ценном художественном наследии, оставленном ее мастерами, она должна
его знать, беречь, гордиться им.
Не в последнюю очередь надо бы задуматься о будущем
нашей пейзажной живописи, ведь в настоящее время от нас ушли ее
ведущие мастера. Кто придет им на смену?
«Переправа в Жигулях…» в
определенном смысле является продолжением состоявшейся в конце 2004 –
начале 2005 года в художественном музее выставки «Окольцованные
Самарской Лукой». Это название родилось в попытке осмыслить те
принципиальные особенности, которые отличают самарский пейзаж
от пейзажной живописи других регионов. Округлая форма Луки навела на
ассоциативное сопоставление ее с кольцом, которое надевают птице,
улетающей в теплые края зимой и неминуемо возвращающейся к местам
гнездовий для выведения потомства. Введя такую метафору, хотелось
выявить зависимость творческого мышления художника от конкретного
географического ландшафта, в котором он укоренен, показать, что эта
связь не только не сужает творческий диапазон автора, но, напротив,
способствует рождению особого, оригинального видения.
На протяжении продолжительного времени работы в
музее автор обоих проектов являлась куратором многочисленных выставок
самарских пейзажистов, ею написан ряд исследований о самарской
пейзажной живописи и художниках.
Выставка приурочена к праздничным мероприятиям,
проводимым Министерством культуры Самарской области в связи с
185-летием со Дня рождения Петра Владимировича Алабина.
Выставка открыта с 1 по 30
октября по адресу: ул. Венцека, 55
Телефон
для справок: 332-33-09, 332-41-52