Российский
рынок портативных устройств, предварительные итоги 1 квартала 2017
года
Компания
«Евросеть» подвела предварительные результаты продаж
российского рынка сотовых телефонов, смартфонов, планшетов, а также
других портативных устройств в 1 квартале 2017 года.
По
предварительным оценкам «Евросети», за 1 квартал 2017
года в России было продано около 28 млн портативных устройств и
аксессуаров к ним, что на 3% ниже аналогичного периода 2016 года. В
настоящее время инфляционный рост на рынке практически остановился,
так, в 1 квартале 2016 года по отношению к 1 кварталу 2015 года
прирост рынка в денежном выражении составил 13%, а в 1 квартале 2017
года по отношению к аналогичному периоду прошлого года - лишь 1%.
На
рынке портативной электроники за 1 квартал 2017 года по отношению к 1
кварталу 2016 года падение в количестве продаж предварительно
составило 6%. В денежном выражении рынок превысил результаты 1
квартала прошлого года на 0,5%.
Спрос
продолжает аккумулироваться в сегменте сотовых телефонов и
смартфонов: в 1 квартале 2017 года уже практически три четверти
потребителей, совершивших покупку портативной электроники, приобрели
именно смартфон/телефон (российский рынок сотовых телефонов и
смартфонов стабилизируется, прежде всего, за счёт роста продаж
смартфонов).
Из
основных товарных направлений, выделенных в аналитике, положительную
динамику в количестве продаж в 1 квартале 2017 года демонстрирует
только рынок мобильных компьютеров за счет роста сегмента доступных
решений, таких как медиабуки/хромбуки, что так же повлекло изменение
тренда динамики средней цены продаж направления на рынке.
Рынок
сотовых телефонов и смартфонов предварительно снизился на 2% по
отношению к 1 кварталу 2016 года за счет продолжающегося сокращения
спроса на кнопочные решения: за анализируемые периоды прирост
смартфонов составил 6%, тогда как продажи мобильных телефонов упали
на 21%.
Планшеты
продолжают демонстрировать достаточно сильные сокращения продаж по
отношению к прошлому году из-за влияния тренда каннибализации
смартфонами остальных смежных рынков. Умные телефоны приобретают все
больше функционала, обладают все большей диагональю экрана, но
позволяют при этом оставаться пользователю мобильным и на связи,
тогда как планшеты достаточно ограничены по целевому использованию.
Смещение
предпочтений потребителей в сторону смартфонов оказало большое
влияние на рынок цифрового фото. Среди остальных выделенных
направлений он показал наибольшее падение по отношению к 1 кварталу
2016 года. Покупатель не видит смысла иметь при себе несколько
устройств, когда есть смартфон с качественной камерой.
Наименьшее
падение спроса в этом направлении – у компактных решений со
сменной оптикой, и тут значимую роль играет мобильность и удобство:
потребитель выбирает удобный девайс с отличным качеством съемки в
поисках компромисса между зеркальными, но объемными и тяжелыми
решениями, и компактами, качество съемки которых уже не лучше
качества съемки на смартфон.
Среди
остальных товарных направлений (категория «прочее») в
течение экономического кризиса, а также посткризисного периода,
положительную динамику сохраняет спрос на экшн-камеры. Данный сегмент
до сих пор не выносится в отдельную категорию по причине низких
объемов продаж относительно всего рынка в целом – его вес в
рынке портативной электроники за 1 квартал 2017 года составляет 0,4%.
Рынок
сотовых телефонов и смартфонов:
За
1 квартал 2017 года предварительно на российском рынке было продано 8
млн сотовых телефонов и смартфонов, что на 2% ниже результатов продаж
1 квартала 2016 года. В денежном выражении рынок прирос на 7% и
составил 79 млрд рублей. Средняя цена на устройства так же показала
положительный прирост в 9% и составила 9 800 рублей.
В 1
квартале 2017 года уже почти 7 из 10 потребителей, совершивших
покупку на этом рынке, сделали выбор в пользу смартфона. Рост средней
цены девайса, предварительно составившей 12 500 рублей, практически
остановился.
На
рынке продолжается тенденция роста популярности смартфонов с
поддержкой LTE, по состоянию на 1 квартал 2017 года на них
приходилось уже 66% всех покупок против 43% в 1 квартале 2016 года.
Самыми популярными вендорами устройств c поддержкой LTE в 1 квартале
2017 года стали Samsung и Apple. За ними расположились Huawei/Honor,
Lenovo и Asus.
Доля
фаблетов (смартфон с диагональю от 5,5” до 6,9”
включительно) на рынке смартфонов продолжает постепенно расти. За 1
квартал 2017 года на них приходилось 9% продаж. В сегменте, как и в
продажах LTE устройств, лидируют Samsung и Apple. За ними идут Asus и
китайские бренды Xiaomi и Meizu.
На
рынке смартфонов наибольшее количество продаж (60%) приходится на
сегменты до 10 тысяч рублей. Первое место на российском рынке
занимают смартфоны стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей с долей 31% от
общего количества проданных смартфонов. Они же лидируют и в выручке,
их доля составляет 19%. На втором месте в количественном выражении -
самый «нижний» сегмент – до 5 тысяч рублей с долей
29%, тогда как в денежном выражении второе место ожидаемо занимает
самый «дорогой» сегмент - свыше 50 тысяч рублей, он
формирует 16% рынка. В сегменте от 5 до 10 тысяч рублей в количестве
продаж лидирует Samsung, за ним следуют Huawei и Lenovo. В сегменте
от 50 тысяч рублей ожидаемо лидирует Apple. За ним следует Samsung.
Рынок
планшетов:
По
предварительной оценке «Евросети», за 1 квартал 2017 года
в России было приобретено около 900 тысяч устройств, что на 24% ниже
результатов аналогичного периода 2016 года. В денежном выражении
рынок планшетов продемонстрировал падение в 29% и составил около 8
млрд рублей. Средняя цена планшета сократилась на 6% и составила 8
900 рублей.
В 1
квартале 2017 года на рынке планшетов наблюдается рост доли устройств
с поддержкой формата связи 4G. Их доля составляет 32% в
количественном выражении и 53% в денежном выражении. При этом в 1
квартале 2017 года по отношению к аналогичному периоду 2016 года
наблюдается снижение количества устройств с поддержкой 3G из-за роста
доли Wi-Fi устройств.
Основная
часть количества продаж приходится на планшеты стоимостью от 3 до 8
тысяч рублей. Самый крупный сегмент – планшеты стоимостью от 3
до 5 тысяч рублей, вырос по сравнению с 1 кварталом 2016 года, его
доля составляет 28% в количестве и 12% в выручке.
В 1
квартале 2017 года заметен рост доли бренда Irbis. Его доля в
количественном выражении предварительно составила 17% против 9% за
аналогичный период прошлого года. В денежном выражении его рост не
так значителен – с 4% до 8%.
Рынок
мобильных компьютеров:
В
денежном выражении мобильные компьютеры занимают вторую позицию по
объему рынка после смартфонов среди остальных рынков портативной
электроники. Предварительно за 1 квартал 2017 года по отношению к 1
кварталу 2016 года спрос на ноутбуки показал положительный прирост в
2%. Динамика средней цены устройств изменилась за счет падения
средней цены на продажи ультратонких решений - 35 000 рублей за 1
квартал 2017 года против 43 000 рублей за 1 квартал 2016 года, и
растущей доли продаж доступных решений – хромбуков и клаудбуков
(сегмент медиабуков). Таким образом, рынок мобильных компьютеров в
денежном выражении за 1 квартал 2017 года по отношению к 1 кварталу
2016 года прирос всего на 0,1%, а средняя цена устройства опустилась
на 1,5%.
Традиционно
большую часть продаж рынка ноутбуков формируют обычные лэптопы,
однако, в 2011 году большой популярностью пользовались именно
нетбуки, поэтому мы полагаем, что у хромбуков и клаудбуков есть
хороший потенциал роста.
*В
сегмент медиабуков включены три вендора: Prestigio, Irbis, 4Good.
|