Рынок портативной электроники
Дата публикации:
19.02.2014
Версия для печати
Отчет компании «Евросеть»
о состоянии рынка портативной электроники и рынка мобильных
компьютеров в РФ за 2013 год
(дополнительно: сравнение
продаж мобильных компьютеров с продажами планшетов)
Подготовлено Департаментом
маркетинга компании «Евросеть»
Рынок портативной
электроники
По оценке департамента
маркетинга «Евросети», на рынке портативной электроники в
2013 году было продано около 110 млн. девайсов. Выручка от их
реализации составила 509 млрд. руб. Относительно 2012 года рынок
сократился на 2% в количественном, но вырос на 2% в денежном
выражении.
Подобная разнонаправленная
динамика приростов говорит о смещении потребления в сторону более
дорогих (относительно среднего) сегментов рынка, например, смартфонов
и планшетов, позволяющих заменить несколько устройств покупкой одного
многофункционального. Подтверждением этому служит и динамика на
рынках электронных книг, мобильных телефонов, цифровых фотоаппаратов,
навигаторов и DECT, где наблюдалось наибольшее падение продаж к
прошлому году.
Таким образом, в 2013 году
рынок смартфонов занимал уже 18% в количестве и 36% в выручке от
продаж всего рынка портативной электроники, увеличив долю на 7 п.п. и
на 8 п.п. соответственно.
Рынок планшетов увеличился с
3% до 6% в количественном и с 10% до 15% в денежном выражении
относительно 2012 года.
Наибольшее падение доли
наблюдалось в сегменте мобильных телефонов как в количественном (-6
п.п.), так и в денежном выражении(-5 п.п.), а также в сегменте
мобильных компьютеров в денежном выражении (-6 п.п).
Рынок мобильных компьютеров
В 2013 году на рынке было
продано 6,5 млн. мобильных компьютеров, что на 15% ниже 2012 года.
Рынок в денежном выражении сократился на 17% до 122 млрд. руб.
Средняя цена продажи упала на 2% до 19 тыс. руб.
Как и в продажах цифровых
фотоаппаратов, на рынке мобильных компьютеров наблюдается
значительный эффект замещения потребительского спроса, наиболее
сильно сказавшийся на падении сегмента нетбуков: потребителю
интереснее приобрести планшет, нежели нетбук.
Перераспределение спроса
произошло и на самом рынке мобильных компьютеров: снижение темпов
продаж обычных ноутбуков и ноутбуков, покупаемых на замену
настольного ПК, происходило не так активно, как снижение темпов
продаж нетбуков. При падении абсолютных показателей продаж доля
обычных ноутбуков в количестве и доля ноутбуков с диагональю от 17
дюймов как в количестве, так и в деньгах выросла, что говорит о
невозможности их полноценной замены планшетом на сегодняшний день.
На рынке мобильных компьютеров
лидирует Asus с 20% в количестве и 19% в выручке от продаж, с
небольшим отставанием закончил год Acer. Lenovo значительно улучшил
свои позиции на российском рынке, финишировав на третьем месте и
оттеснив Samsung.
Руководитель
департамента закупок «Евросети» Алексей Широков: «Впервые
в 2013 году по отношению к 2012 году в натуральном выражении спрос на
планшеты на 3% превысил спрос на мобильные компьютеры. Перелом продаж
в пользу планшетов произошел в количестве в мае 2013 года, в деньгах
– в декабре 2013 года. Отставание рынка планшетов в денежном
выражении обусловлено более низкой средней ценой устройства,
составившей 11,6 тыс. рублей против цены мобильного компьютера 19
тыс. рублей.
Положительная динамика
продаж на рынке мобильных компьютеров наблюдается только в сегменте
ультратонких ноутбуков, положительный прирост в выручке составил 51%
и в количестве 78%. Средняя цена в 2013 году, по сравнению с 2012
годом, снизилась с 37 тыс. рублей до 31 тыс. рублей».