Рынок цифровых фотоаппаратов
Дата публикации:
06.02.2014
Версия для печати
Отчет компании «Евросеть»
о состоянии рынка цифровых фотоаппаратов в РФ за 2013 год
Подготовлено департаментом
маркетинга компании «Евросеть»
По оценке департамента
маркетинга «Евросети», в 2013 году на российском рынке
было реализовано 4,1 млн. цифровых фотоаппаратов, что на 25% ниже
2012 года. Рынок в денежном выражении сократился на 20% до 34 млрд.
руб. Средняя цена продажи приросла на 6% до 8,4 тыс. руб.
Сужение рынка фотоаппаратов
обусловлено общим состоянием экономического спада, а также замещением
рынка компактных фотоаппаратов смартфонами. Вендоры выпускают
смартфоны, оснащая их совершенной оптикой, что приводит к падению
продаж компактных фотоаппаратов. В 2013 году по отношению к 2012 году
рынок компактных фотоаппаратов уменьшился на 30% в натуральном и на
29% в денежном выражении.
Сегмент компактных
фотоаппаратов со сменной оптикой сократился в меньшей степени, чем
весь рынок. Данную тенденцию мы объясняем незначительным ростом
интереса к сменной оптике. Традиционно российский потребитель
предпочитал зеркальный фотоаппарат, даже за более высокую цену.
Возможно, это связано с психологическим фактором: схожий по
функционалу фотоаппарат со сменной оптикой внешне менее соответствует
стереотипу о профессиональном устройстве. Несмотря на незначительный
рост доли, сегмент фотоаппаратов со сменной оптикой на российском
рынке мы считаем по-прежнему достаточно инертным.
В сегменте компактных
фотоаппаратов лидирующие позиции сохраняет Nikon, по итогам 2013 года
занявший 31% рынка как в денежном, так и в натуральном выражении.
Canon удерживает второе место на рынке в количественном выражении.
тогда как в денежном Sony оттеснил Canon на третьи позиции. Sony
вышел на второе место в выручке благодаря грамотной маркетинговой
политике с ритейлерами, в том числе более активным продажам в
«Евросети», новым конкурентоспособным ценам и качеству
своей фотопродукции.
Сужение рынка отражается, в
том числе, на действиях второстепенных игроков: такие производители,
как Panasonic, Fujifilm и Olympus стали активнее уходить из
бюджетного сегмента компактных фотоаппаратов в более дорогой, свыше
10 тысяч рублей. На падающем рынке не выгодна стратегия наращивания
доли за счет выпуска моделей по заниженным ценам.
Распределение долей вендоров в
сегменте зеркальных цифровых фотоаппаратов остается достаточно
стабильным: на рынке лидируют продажи Canon, занимающие 49% в
количестве и 53% в выручке в 2013 году.
Руководитель департамента
закупок «Евросети» Алексей Широков: «На 2014 год мы
прогнозируем два сценария развития рынка компактных цифровых
фотоаппаратов. Первый – оптимистичный, при котором падение
сегмента компактных фотоаппаратов замедлится, снижение темпов падения
почувствуется с середины года, и по итогам года процент падения будет
меньше, чем в 2013 году. Второй – пессимистичный, при котором
падение сегмента компактных фотоаппаратов останется на прежнем
уровне. Это зависит как от текущей экономической конъюнктуры, так и
от действий вендоров.
В сегменте зеркальных
фотоаппаратов мы видим возможным рост средней цены при продолжающемся
падении продаж самого сегмента. По предварительным расчетам, средняя
цена зеркального фотоаппарата может подняться до уровня 2012 года и
составить около 20 тыс. руб.: производители выйдут с новыми
предложениями по более высоким ценам, стремясь максимально
аккумулировать прибыль на стагнирующем рынке».